О компании


 Продукция
 Лизинг
 Проектирование АЗС
 Строительство АЗС
 Сервис


 Новости
 Пресса
 Вакансии
 Ссылки


 Контакты


 English




 Главная » Пресса » Первый пошел!

ПРЕССА

Первый пошел!

В Украине пущена в эксплуатацию первая автоматическая АЗС

        Автоматические АЗС получили довольно широкое распространение во многих странах мира. В Украине же из-за сложностей с законодательной базой данная конфигурация АЗС в сфере коммерческой реализации нефтепродуктов еще недавно являлась нелегитимной. Все изменилось 16 июля, когда в Полтаве при стационарной АЗС компании "Автотранс" была введена в эксплуатацию первая станция с автоматическим платежным терминалом, позволяющим приобретать топливо без участия оператора...

"И се - равнину оглашая,
Далече грянуло "ура":
Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой…"

        Эти строки знакомы, наверное, каждому гражданину СССР еще со школьных времен. Сама Полтавская битва, а позднее пушкинская "Полтава" Полтавскому региону принесли всемирную историческую и литературную известность. Однако не только переломным эпизодом в русско-шведской войне известна Полтавщина. Знаменитая Диканька, описанная Гоголем, также находится в этих краях. И автор первого произведения в жанре юмористического фэнтези - "Энеида" Иван Котляревский родом отсюда. И Сковорода, и Петлюра, и Ковпак... Богата земля полтавская событиями и именами…

        Не перестает пополняться событиями летопись Полтавы и сейчас. На новой странице - открытие первой в Украине автоматической АЗС для коммерческой реализации нефтепродуктов, ознаменовавшее собой перелом в противостоянии производителей систем управления и спец-ЭККА, с одной стороны, и украинским законодательством, с другой. Конечно, нельзя утверждать, что законодательные сложности были разбиты, как швед под Полтавой. И все же некоторую аналогию провести можно: автоматическая АЗС таки заработала, и произошло это неподалеку от места Полтавской битвы...

Первая в Украине автоматическая АЗС была введена в эксплуатацию возле г. Мукачево осенью 2006 года. Проект был реализован для компании "Арис". Поставку оборудования, пусконаладочные работы и ввод в эксплуатацию осуществила "Баррел-Украина". Также эта компания поставила автоматический платежный терминал Hectronic Hecflit 44 (Германия), посредством которого осуществляется прием платежей и генерируются команды об отпуске топлива ТРК. Мукачевская ААЗС не предназначена для коммерческой реализации нефтепродуктов.

Первый бой

Автоматическая АЗС

        Первая автоматическая станция, позволяющая коммерческий отпуск нефтепродуктов, открылась, как мы уже говорили, 16 июля в Полтаве. ЧПХП "Автотранс" - компания, решившаяся реализовать пилотный проект в рамках своей АЗС, работает в сегменте розничной реализации нефтепродуктов всего 2,5 года. Однако, несмотря на столь юный возраст, данный оператор владеет 14 АГЗП и 6 АЗС.

        Станцию, на которой впервые в Украине установлен первый автоматический платежный терминал Hectronic (допускающий коммерческую реализацию нефтепродуктов), можно отнести к семейству многотопливных, поскольку кроме обычного набора жидких моторных топлив здесь реализуется также пропан-бутан.
Сергей Михайлик Сергей Михайлик: "Наша сила в нашем качестве" - это девиз нашей компании . Под качеством мы подразумеваем не только качество топлива, а также качество обслуживания. Данный аппарат позволил выйти нашей компании на новый, европейский уровень обслуживания. Наша компания не останавливается на достигнутом и постоянно ищет новые решения.
Поэтому в классическом понимании станция не может считаться холодной. Скорее, это станция смешанного типа, где газовое топливо отпускается в обычном режиме, с присутствием оператора и заправщиков, а жидкие моторные топлива - посредством платежного терминала. Газовое топливо реализуется через две ГРК, произведенные украинской компанией "Славутич", с оплатой через операторную. Для нефтепродуктов: Аи-92, Аи-95, Аи-95 (premium), ДТ и ДТ (premium) - установлена пяти-продуктовая десятипистолетная колонка (также "Славутич"), к которой и подключен платежный терминал.

        Как рассказал "Современной АЗС" директор компании "Автотранс" Сергей Михайлик, платежный терминал был установлен для ускорения заправки автомобилей. Станция расположена на небольшом участке в центре города, и установка дополнительных ТРК невозможна, поэтому отпуск нефтепродуктов осуществляется с одной колонки. Из-за этого до недавнего времени на станции выстраивались очереди. С установкой же платежного терминала время заправки одного автомобиля значительно сократилось, тем самым увеличив пропускную способность АЗС. По подсчетам "Автотранса", благодаря платежному терминалу, через одну ТРК можно реализовывать до 7 т нефтепродуктов в сутки.

Разорванный круг

Дмитрий Рубанов Дмитрий Рубанов: Я считаю появление такого оборудования на Украине еще одним шагом вперёд навстречу автолюбителям. Ведь все что мы делаем направленно на улучшение сервиса на АЗС. А по поводу законодательных требований мое мнение не изменилось - их нужно менять. На самом деле мы по прежнему сами создаем сложности, а потом мужественно их преодолеваем…

        На мировом рынке оборудования для АЗС работает несколько производителей автоматических платежных терминалов, однако данное оборудование не может работать в украинском законодательном поле по причине несоответствия украинским фискальным требованиям. Как уже неоднократно отмечалось, украинские требования к специализированным кассовым аппаратам значительно жестче, чем в странах Европы или России. Поэтому импортные АПТ могли работать только на ведомственных станциях, коммерческая же реализация топлива с их помощью не допускалась. Дорабатывать свое оборудование под украинские требования иностранные производители не желали, но и допускать украинских производителей спец-ЭККА к переоборудованию своих АПТ также не хотели.

        "Разорвала замкнутый круг компания Hectronic, разрешив украинской компании "НефтегазКард" внести в устройство АПТ необходимые изменения, - говорит Дмитрий Рубанов - директор ООО "Баррел-Украина", являющейся представителем Hectronic в Украине. - Таким образом, автомат, установленный на станции "Автотранса", стал соответствовать законодательным требованиям к специализированным кассовым аппаратам для АЗС. Хотя эти требования надуманы, мы обязаны их выполнять или менять".
АЗС

Секреты решения

        По словам генерального директора компании "НефтегазКард" Леонида Пашкевича, модернизированный ими автоматический платежный терминал Hectronic является единственным на сегодня легитимным решением для коммерческой реализации нефтепродуктов через автоматические станции в Украине.
Леонид Пашкевич Леонид Пашкевич: Каждый год группа компаний НД выпускает на рынок новый высокотехнологичный продукт. В 2007 году компания "НефтегазКард" представила долгожданный и по нашему мнению востребованный продукт - терминал самообслуживания для АЗС. Мы надеемся и дальше радовать наших клиентов новинками и поддерживать на высоком уровне уже внедренные решения.

        "Для того чтобы АПТ соответствовал украинским требованиям, в него была инсталлирована самая передовая многофункциональная кассовая система ND 797.01, производства компании "НД Датекс" - рассказывает Леонид Пашкевич. - От германского терминала остались только корпус с современной системой уличного исполнения, система климатического контроля и сейф с высоконадежной системой защиты от несанкционированного доступа с ригельным механизмом замков. Все расчетно-фискальные функции и управление ТРК осуществляется посредством украинской техники, сертифицированной и допущенной к использованию на АЗС".

        Аппарат прекрасно справляется со своими задачами, принимая к оплате и бумажные купюры, и банковские и топливные карты, говорит директор "Автотранса". В процессе опытной эксплуатации у производителей возникла еще одна идея - встроить в аппарат приемник для талонов, что и будет сделано в скором времени. Также в АПТ была встроена система удаленного мониторинга, позволяющая в режиме реального времени получать информацию о питании АПТ, качестве GPRS-связи, состоянии узлов и датчиков доступа.

        Доработанный платежный терминал имеет сертификат на криптографическую защиту при обмене данными с банковским процессингом и удаленными системами контроля Head и Back office. Помимо этого система способна генерировать различные отчеты, необходимые в работе как бухгалтерии, так и руководства компании. Также через АПТ можно продавать электронные ваучеры для пополнения счета мобильных телефонов.

        "В целом аппарат получился достойным, - говорит директор отдела СНГ компании Hectronic GmbH Мирослав Годованец. - Будем надеяться, что украинский потребитель оценит качество продукции компаний Hectronic и "НефтегазКард".
Впервые автоматические автозаправочные станции, или, как их еще называют, "холодные" АЗС, появилась в Финляндии в 80-х гг. прошлого века. Сеть автоматических заправок под брендом А-24 основала компания Neste, задавшись целью снизить цены на нефтепродукты. Благодаря более низкой стоимости строительства и меньшим издержкам на содержание автоматических станций (за счет отсутствия магазинов и прочих сопутствующих сервисов, а также обслуживающего персонала) цель была достигнута. Широкое применение "холодные" АЗС получили по всей Западной Европе. Так, во Франции через них проходит не менее 50% всего реализуемого в стране топлива. На постсоветском пространстве автоматические заправки до недавнего времени функционировали только в Прибалтике и России. В России первую автоматическую АЗС открыла в начале июня 2001 г. компания "Несте Санкт-Петербург". Заправку-автомат у пересечения проспектов Шота Руставели и Северного в Питере построило ЗАО "Инжпетрострой". Весь комплекс работ по сооружению объекта (включая инженерную подготовку площадки, земляные работы, подводку инженерных сетей, монтаж оборудования и благоустройство) был осуществлен в небывало короткий срок - за один месяц. Оборудование - ТРК Wayne Dresser и платежные терминалы Autotank - поставил торговый дом "ТриЕ". Сегодня в Санкт-Петербурге работают девять ААЗС. Помимо Петербурга, сети автоматических заправок Neste А24 действуют в Прибалтике (92 АЗС в Эстонии, Литве и Латвии), Польше и Финляндии (54 АЗС).

Перспективы

        В условиях Украины установка АПТ, ускоряющего обслуживание клиентов и экономящего место на станции с персоналом, операторной и набором сопутствующих услуг, является на сегодня оптимальным. "При высокой стоимости земельных участков рациональное, максимально эффективное использование территории определяет окупаемость и рентабельность всего бизнеса", - говорит Сергей Михайлик.

        В том что, "Автотранс" умеет рационально использовать территорию, корреспондент "Современной АЗС" смог убедиться, побывав на еще одном АЗК компании, расположившемся на трассе Киев-Харьков. На участке уместились автозаправка с широкой линейкой нефтепродуктов, магазин со значительным ассортиментом товаров, VIP-ресторан, кафе быстрого питания, парковка для ТИРов на 70 мест, прачечная, душевая на несколько кабин и гладильная.

        Во всем мире работают тысячи автоматических станций, что говорит о перспективности "холодного" варианта исполнения. Мировая тенденция к увеличению числа ААЗС базируется, прежде всего, на том, что строительство и содержание автоматического объекта обходятся, по сравнению со стационарным, дешевле и потому имеют более короткий период окупаемости. Кроме того, отсутствие персонала дает возможность продавать топливо несколько дешевле, что привлекает дополнительных клиентов.
Мирослав Годованец Мирослав Годованец:
- Каким бы ни было законодательство, оно не должно останавливать модернизацию. Наше оборудование создано для удобства клиентов и владельцев АЗС. Тот факт, что автоматы самообслуживания появились в Украине не случайность, а результат длительного сотрудничества между украинскими партнерами и компании Hectronic.

        А вообще, все зависит от конкретного места: где-то необходим большой комплекс, где-то достаточно и маленькой станции, а где-то можно поставить и автомат с высокой пропускной способностью и малыми затратами на обслуживание.

        В странах СНГ, с их тяжелой криминальной обстановкой, полностью автоматические станции, тем более на трассах, появятся нескоро. Оптимальным будет, скорее всего, вариант, при котором АЗС будет работать в нескольких режимах. Например, днем - в обычном режиме, а ночью - в автоматическом: на станции остается только охранник, а посетители АЗС оплачивают топливо через АПТ. Такой вариант позволит владельцу станции экономить на численности персонала. На станциях с плотным потоком посетителей целесообразно установить несколько платежных терминалов: они повысят пропускную способность станции в часы пик.

***

        Итак, начало "охлаждению" топливной розницы в Украине положено. И, по всей вероятности, данный процесс уже в ближайшее время станет набирать обороты, так как интерес к автоматическим платежным терминалам среди розничных операторов есть. А эффективность такой конфигурации АЗС уже неоднократно доказал европейский опыт.

Справка редакции:

Частное производственно-хозяйственное предприятие "Автотранс" действует с 1999 г. Компания владеет 6 АЗС и АГЗП 14. Основными направлениями деятельности является оптовая и розничная торговля сжиженным газом и нефтепродуктами. С 2004 года сбытовая сеть ЧПХП "Автотранс" работает под брендом "НАФТОГАЗ".

ООО "Баррел-Украина" с 1996 года специализируется на современных технологиях в области строительства и оборудования автозаправочных станций, а на сегодняшний день "Баррел-Украина" является одним из ведущих поставщиков оборудования для АЗС на рынке Украины. Компания принимала участие в строительстве и реконструкции более 300 автозаправочных станций в Украине.

ООО "Нафтогаз Кард" - создана в 2004 году. Компания занимается разработкой, производством и внедрением технологий и систем безналичной оплаты товаров и услуг. На сегодняшний день бесконтактными картами компании "Нафтогаз Кард" оборудовано более 500 АЗС в Украине. ООО "Нафтогаз Кард" входит в группу компаний "НД".

Образованная в 1966 году компания Hectronic GmbH сегодня имеет 90 представительств на всех континентах мира.

Основными направлениями деятельности компании является производство парковочных автоматов, заправочных автоматов и уровнемеров. На сегодняшний день в 20 странах мира работает более 20 000 парковочных автоматов произведенных компанией Hectronic GmbH, более 500 автоматических платежных терминалов Hecfleet 44 было поставлено для одной только компании AS-24.



Журнал "Современная АЗС" август, 2007


ГлавнаяСвязьe-mailинтернет-магазин
      Rambler's Top100   Rambler's Top100