О компании


 Продукция
 Лизинг
 Проектирование АЗС
 Строительство АЗС
 Сервис


 Новости
 Пресса
 Вакансии
 Ссылки


 Контакты


 English




 Главная » Пресса » Ни одной живой души…

ПРЕССА

Ни одной живой души…


        Автоматические заправки в экономически развитых странах уже давно перестали быть диковинкой. В странах СНГ таких АЗС пока единицы, но интерес топливных компаний к данному сегменту рынка говорит о том, что в скором времени станции без персонала станут неотъемлемой частью топливной розницы и на территории постсоветского пространства.

        Впервые автоматические автозаправочные станции, или, как их еще называют, холодные АЗС, появились в Финляндии в 80-х гг. прошлого столетия. Начало новой тенденции в строительстве АЗС положила сеть автоматических заправок Neste под брендом А24. Создавая сеть холодных станций, компания Neste имела целью снизить цены на нефтепродукты, что и было достигнуто — благодаря более низкой стоимости строительства и меньшим издержкам на содержание станции (за счет отсутствия магазина и прочих сопутствующих сервисов, а также обслуживающего персонала).
Ни одной живой души…         Идея холодной заправки нехитрая. Автоматическая АЗС (ААЗС) работает без операторов и заправщиков. Под ее возведение требуется меньший участок земли, а строительство обходится приблизительно в 500 тыс. долл., что по европейским нормам примерно вдвое дешевле обычного АЗК.
    Заправка-автомат состоит из:
  • ТРК
  • резервуаров
  • наружных платежных терминалов (НПТ)
  • навеса
  • экологического и пожарного оборудования
  • системы безопасности.
        Как правило, на холодных заправках реализуется несколько видов топлива. Каждая ТРК оборудована наружным платежным терминалом, принимающим деньги и платежные карты.
        Принцип работы автоматической АЗС очень прост. Клиент приезжает на станцию, выбирает колонку, вид топлива, вставляет пистолет в бак (система автоматически определяет, какой пистолет снят). Затем клиент расплачивается за топливо через НПТ банкнотами или с помощью магнитной карты предоплаты соответствующей компании. Если клиент расплачивается банкнотами, автомат сам рассчитает количество литров топлива на требуемую сумму и, залив в бак оплаченное количество литров, отключится. Заправляясь по карте, клиент может в любой момент прервать процесс заправки, вытащив пистолет, либо заправить полный бак. После заправки клиент вставляет пистолет в колонку, что служит для автомата сигналом завершения процесса, и получает чек, на котором указаны количество отпущенных литров и уплаченная сумма.
        Итак, от обычной станции автоматическая АЗС отличается лишь отсутствием персонала, дополнительными автоматическими системами, которые принимают деньги или карты к оплате, и системой контроля, которая определяет уровень топлива в емкостях и передает данную информацию в центральный офис компании.
        В Европе холодные АЗС получили широкое применение. К примеру, во Франции через них проходит не менее 50% всего реализуемого в стране топлива. На постсоветском пространстве автоматические заправки функционируют пока только в Прибалтике и России.


Первый автомат в России

        Первая автоматическая АЗС в России открыла в начале июня 2001 г. в Питере компания «Несте Санкт-Петербург».
        Расположен объект у пересечения проспектов Шота Руставели и Северного. Построило станцию ЗАО «Инжпетрострой». Весь комплекс работ по сооружению заправки-автомата (включая инженерную подготовку площадки, земляные работы, подводку инженерных сетей, монтаж оборудования и благоустройство) был осуществлен в небывало короткий срок — за один месяц. Оборудование — ТРК Wayne Dresser и платежные терминалы Autotank — поставил торговый дом «ТриЕ».
        На АЗС нет заправщиков и операторов, присутствует только охранник. Расплатиться за горючее можно через специальный автомат, принимающий и деньги и кредитные карты. Эта станция — первая в сети автоматических заправок «Несте Санкт-Петербург», которая насчитывает сегодня девять объектов. Все они находятся в северной столице.

       

Виды автоматических АЗС

    Автоматические станции можно разделить на два вида:
  • автоматические
  • смешанные
        Автоматические станции — это станции типа Neste А24. Именно они и представлены на российском рынке. Полная автоматизация, принцип самообслуживания и невысокая себестоимость — вот главные достоинства данного типа АЗС. Здесь оказывается лишь одна услуга — заправка топливом.
Aппарат самообслуживания Hecfleet 44
Подробнее...
Aппарат самообслуживания Hecfleet 44
Подробнее...
        Автоматизация процесса учета и отпуска топлива позволяет не только обойтись без обслуживающего персонала, но и осуществлять управление и контроль целой сети подобных заправок. В Европе, где физический труд оплачивается значительно выше, нежели у нас, этот нюанс является одной из основных причин популярности ААЗС. Кроме того, участники европейского рынка отмечают, что потребители все чаще предпочитают тихую экспресс-заправку через автомат широкому набору дополнительных услуг и общению с обслуживающими персоналом.
        Под автоматическую (обычно двухпостовую) АЗС нужна, как уже отмечалось, меньшая площадь, чем под автозаправочный комплекс. При отсутствии сопутствующего бизнеса и, соответственно, необходимости отведения под него дополнительных площадей, закупки оборудования и обслуживания требуются значительно меньшие инвестиции. Следовательно, сокращается срок окупаемости объекта. В комплексе данные факторы позволяют снизить стоимость топлива для конечного потребителя. А в нынешней ситуации с постоянным ростом цен удешевление топлива становится основным конкурентным преимуществом автоматических АЗС.
        Холодные заправки могут работать в режиме самообслуживания, когда клиент сам вносит плату и заправляет свою машину. Впрочем, на многих европейских заправках-автоматах водителю, чтобы заправиться, даже не нужно выходить из машины. Клиент подъезжает к платежному терминалу и оплачивает топливо, а пистолет в бак вставляет заправщик (что довольно редко) или люди, которые, по словам очевидцев, постоянно вертятся возле станции и за пару монет обслужат автовладельца.


Aппарат самообслуживания Hecfleet 44
Подробнее...
        Смешанные станции — это совмещение «под одной крышей» АЗК и автоматической станции. В России такой вариант обслуживания предлагают екатеринбургская компания «СКОН» и еще пара операторов, установивших на своих АЗС либо встроенные в ТРК картридеры, либо выносные терминалы. Интерес водителей к расчету за топливо посредством платежного терминала около ТРК довольно высок, отмечают в СКОНе.
         Смешанные станции можно разделить на два типа.
        Первый — когда на АЗК работают и обычные ТРК (с операторами), и автоматические колонки. Такой вариант комбинирования весьма пригодился бы на многопостовых станциях, где много посетителей. Например, на станциях с шестью ТРК в часы пик даже два оператора могут не справиться с наплывом клиентов. У касс выстраиваются очереди, что вряд ли способствует укреплению имиджа станции. Если же при АЗК есть магазин, СТО и другие сервисы, то большое скопление людей может отпугнуть клиента, которому просто нужно заправиться. Оптимальным решением в данной ситуации будет установка двух автоматических ТРК вместо обычных — с соответствующими указателями, удобными заездом и выездом. Кому нужно заглянуть в магазин или подкачать колеса, протереть окна, — те поедут к обычным колонкам. А те, кому просто нужно пополнить бак, сделают это самостоятельно, отдав деньги автомату, сэкономив свое время и избежав толкотни в очереди. Данный вид АЗС предоставляет клиенту выбор и разгружает операторов и заправщиков.
        Второй тип смешанных станций — это заправки, которые днем работают в обычном режиме, а ночью, когда поток клиентов если и не иссякает, то уменьшается в несколько раз, — в автоматическом. В Европе, где оператор за 100 долл. работать не будет, держать на станции обслуживающий персонал накладно. Да и сопутствующие услуги ночью редко востребованы. Поэтому в целях экономии владельцы АЗС покупают наружные платежные терминалы, которые подключаются к ТРК. В светлое время суток клиенты заезжают на АЗК, а ночью — на автоматическую заправку.
        И, хотя в странах СНГ зарплаты еще не столь высоки, как в Европе, многие операторы уже задумываются: что бы еще исключить из списка постоянных издержек АЗС?..

       

Плюсы и минусы

    Итак, подытожим преимущества автоматических станций:
  • малая площадь земельного участка
  • экономия на строительстве
  • низкие накладные расходы из-за отсутствия обслуживающего персонала
  • высокая рентабельность розничных продаж
  • ускорение процесса заправки авто (до 3 мин. на одну машину), а следовательно — повышение прокачки топлива через станцию и экономия времени клиента.
        Все это делает заправки-автоматы выгодным вложением средств.
        Недостатков у автоматов мало, но все же есть. Главный из них — НПТ. Как утверждают клиенты холодных заправок на Западе, многие автоматы не принимают порванные или помятые купюры. Впрочем, данная проблема легко решается — установкой хорошего автомата по приему наличных.
        Еще одним минусом ААЗС на российском рынке реализации топлива является настороженное отношение клиентов к автоматам. У нас и банкомат редко увидишь — не то, что полностью автоматизированный комплекс. Поэтому и держат на российских заправках-автоматах одного служащего, что снимает одно из преимуществ данного типа станций.


Артур Праун,
директор розничных продаж
ООО «Несте Санкт-Петербург»

Артур Праун, директор розничных продаж ООО "Несте Санкт-Петербург"         «Наша компания, дочернее предприятие финляндской Neste Oil Oyj, является одним из ведущих операторов розничного рынка нефтепродуктов в Северо-Западном регионе России. На петербургском топливном рынке Neste работает с 1990 года. Следуя принципу «быть на шаг впереди», «Несте Санкт-Петербург» открыла первую (и пока что единственную в России) сеть автоматических АЗС Neste A24, где клиент имеет дело лишь с компьютером.
        Автоматическая автозаправочная станция А24 представляет собой эффективную систему быстрой заправки автомобилей. Оборудование станции А24 специально разработано для того, чтобы заправка автомобиля занимала не более трех минут. Одним платежным терминалом могут одновременно пользоваться два клиента. Контрольный дисплей всегда подскажет автовладельцу, как пользоваться терминалом.
        Станции А24 требуют меньших инвестиций в строительство и меньших затрат на эксплуатацию. Благодаря этому, клиент покупает топливо по более низкой, чем на обычных станциях нашей компании, цене. Для заправок-автоматов нужна меньшая площадь, чем для обычной АЗС, поскольку все оборудование станции состоит из:
- ТРК (Dresser Wayne)
- резервуаров
- платежных терминалов
- навеса для защиты клиентов от неблагоприятных погодных условий.

        На станции постоянно находится только один оператор, который контролирует работу оборудования, охранных систем и следит за чистотой на территории станции. Станции Neste А24 оснащены автоматическими охранными системами, реагирующими на любые сбои в работе оборудования. Небольшая площадь автоматической заправки позволяет удобно разместить ее в местах наиболее интенсивных транспортных потоков, обеспечив при этом удобный подъезд к ТРК. Расчет за топливо осуществляется через специальный терминал, позволяющий расплачиваться как наличными рублями, так и фирменной магнитной картой компании.
        В настоящий момент в Санкт-Петербурге действует девять ААЗС. Помимо Петербурга, сети автоматических заправок Neste А24 действуют в Прибалтике (92 АЗС в Эстонии, Литве и Латвии), в Польше (54 АЗС) и в Финляндии».


       

Национальные особенности

        Использование первых автоматических станций в России, по словам их владельцев, показали неплохие результаты, однако российские условия вносят свои коррективы. Так, компания Neste, открывшая первую холодную АЗС в стране, так и не смогла исключить присутствие персонала на станциях. В обязанности служащих входят:
- уборка территории
- помощь клиентам
- охрана
- регулярное обслуживание оборудования и проч.

Ни одной живой души…         Если по пункту уборки территории ни у кого вопросов не возникнет, то на втором — на помощи клиентам — остановимся подробнее. Любой человек относится к автоматам, тем более к непривычным, настороженно. Поэтому в обязанности служащего и входит объяснение клиенту правила пользования оборудованием. Доказывать необходимость охраны, даже на холодной АЗС, в наших условиях также вряд ли нужно: в одной из стран СНГ грабители попытались похитить НПТ, погрузив его в прицеп трактора. Но такие случаи являются редкостью даже у нас. Итак, основными функциями служащего являются уборка территории и помощь клиентам. С функцией охраны справится и автоматика: камеры наблюдения, сигнализация и т. д. Правда, остается еще отечественный вандализм, который доставляет владельцам техники немало хлопот и убытков. Так, если в Европе хулиганы, «самовыражаясь», разрисуют колонку и НПТ, то наши «очумельцы», скорее, забьют терминал спичками…
        Еще одной особенностью русских автоматов является невозможность расчета по банковским кредитным картам: НПТ принимают лишь купюры и карты предоплаты. Хотя проблема расчета по кредитке, наверное, все же решаема. Ну а пока компания Neste устанавливает на своих заправках-автоматах банкоматы и, наблюдая положительные результаты работы ААЗС, собирается расширять их сеть. Кстати, на автоматических станциях Neste цены на топливо ниже, чем на обычных АЗС компании: бензины стоят, в среднем, на 50 коп. на литре дешевле, дизельное топливо — на 30 коп.
        В Украине же автоматических станций нет. И не по тому, что они не нужны, просто требования для открытия АЗС очень сложные. А для автоматических стаций их вообще еще не существует.


Дмитрий Рубанов,
генеральный директор
ООО «Баррел-Украина»:

Дмитрий Рубанов, генеральный директор ООО "Баррел-Украина"         «Станции, оснащенные заправочными автоматами для отпуска топлива, широко распространены на Западе. Конструктивно автомат может быть выполнен как отдельное изделие или интегрирован в конструкцию ТРК.
        Вариантов их использования несколько. Это может быть полностью автоматизированная небольшая станция, например сеть А24 в Европе. Или некоммерческая заправка-автомат при автопарке. Также автоматы самообслуживания используют на больших станциях, где работают четыре и более многотопливных ТРК для разгрузки операторов в часы пик. Автоматы могут быть оборудованы устройствами приема различных видов карт (денежных и топливных, магнитных и чиповых), а также принимать банкноты. В Украине автоматических АЗС пока нет. Но планы по установке автоматов на автозаправках есть. Это подтверждает повышенный интерес к аппарату самообслуживания Hecfleet 44 производства Hectronic, который был представлен (уже второй раз) на нашем стенде на выставке «Автозаправочный комплекс' 2005». Зимой эта техника успешно прошла сертификационные испытания для России. В Украине подобные аппараты самообслуживания, к сожалению, пока не используются: их адаптация для применения на украинском рынке связана со значительными конструктивными изменениями.
        Автоматы, которые отлично работают в Европе и в России, на АЗС Украины применять нельзя.
        Технические требования систем управления отпуска и учета топлива для украинских АЗС значительно отличаются от требований, которые применяются в Европе и в Российской Федерации. Для ААЗС технические требования у нас пока не разработаны. Поэтому автоматы самообслуживания можно использовать лишь в автопарках на некоммерческих АЗС».
       

Тенденции

        Хотя в Европе автоматические заправочные станции довольно популярны, в СНГ их практически нет. Так в Европе, где окупаемость АЗС ниже чем в России, владельцы пытаются максимально повысить рентабельность станций. Поэтому им приходится выбирать: строить АЗК и зарабатывать на сопутствующем бизнесе или открывать автоматические заправки. У нас же высокая прокачка и сносная цена на землю позволяют меньше переживать об окупаемости станции. Правда, в последнее время данный вопрос становится более актуальным. Владельцы АЗС все чаще говорят о конкуренции и ищут пути повышения рентабельности. Но, как правило, мысль идет в одном направлении — расширять сопутствующий бизнес, сервис и совершенствовать качество обслуживания. Одной из причин такого однобокого развития рынка западные розничные компании считают отсутствие у русских компаний опыта эксплуатации автоматических станций. В Прибалтике, где европейские бренды представлены более широко и в большем количестве, заправки-автоматы уже не редкость.

Ни одной живой души… Ни одной живой души…         Однако наиболее серьезным препятствием в развитии российского сегмента холодных заправок является возможность крупных инвестиций в строительство АЗС с возвратом средств в довольно короткий, по сравнению с развитыми странами, срок. В Европе отбить АЗК очень сложно, а главное — на это нужно намного больше времени, чем в случае с автоматическими станциями. Хотя то, что российский рынок развивается по европейскому образцу, дает возможность предположить, что в скором времени автоматы займут свою нишу и у нас. Конечно, нельзя утверждать, что все топливники переключатся на автоматические станции. Нет, ведь если одним клиентам нужно лишь заправиться, то другие хотят получить максимум услуг сразу и на одном месте. Скорее всего, владельцы АЗС разобьются на тех, кто будет зарабатывать исключительно на топливе, и тех, кто будет продвигать сопутствующий бизнес.



Журнал "Современная АЗС" №5, май 2005г.


ГлавнаяСвязьe-mailинтернет-магазин
      Rambler's Top100   Rambler's Top100