Не так давно на выставках автозаправочной тематики стали появляться ТРК для некоммерческого использования. Эти колонки могут работать на ручной тяге, от аккумулятора или от электрической сети. Однако представители сферы нефтепродуктообеспечения из-за невозможности использования данной продукции в коммерческих целях не интересовались ею. И напрасно. Во многих странах такие ТРК применяются как на предприятиях для перекачки топлива или заправки транспорта, так и в комплекте с резервуарами в качестве мобильных заправочных модулей для собственных нужд предприятий, пригородных коттеджей, фермерских хозяйств и т. д.
Первое, что привлекает в данном оборудовании, — его невысокая стоимость. Но обо всем по порядку.
Прежде всего вспомним о том, что основной деятельностью топливных компаний является реализация нефтепродуктов через автозаправочные станции. Менеджеры этих компаний с утра до вечера заняты поиском новых клиентов и рынков сбыта. Однако постоянная клиентура каждой компании уже известна, и, по сути, менеджеры пытаются переманить чужих клиентов. Такие операции удаются далеко не всегда и зачастую становятся причинами конкурентных войн.
Между тем существует категория потенциальных клиентов, которые владеют транспортным парком, однако находятся вдали от автозаправочных станций. Об этой категории клиентов часто забывают, что и понятно: не везде можно, да и нужно располагать АЗС. К примеру, в городе строится какое-нибудь здание. На этом строительстве занято значительное количество машин, работающих на топливе. Как правило, топливо для этой техники доставляется бензовозом либо она едет в АТП, где ее и заправляют. А это — лишние километры, ускорение износа и масса затрат, которых все предприниматели всегда пытаются избежать. Тут бы и пригодилась некоммерческая ТРК в комплексе с зарубежным опытом.

Кто-то из иностранных представителей топливных компаний однажды придумал такой способ. На небольшую емкость устанавливается маленькая ТРК, оборудованная счетчиком литров и раздаточным краном. Емкость заполняется топливом и на грузовике доставляется к месту строительных работ. И вопрос с заправкой транспорта снят. Остается позаботиться лишь о том, чтобы вовремя заменить опорожненную емкость заполненной. Сколько сегодня строек ведется в крупных городах? В одной только Москве — до тысячи строительных площадок, на которых и днем и ночью работает техника. А работает-то она на топливе, и весь автопарк вынужден либо ездить за нефтепродуктами в АТП, либо пригонять на площадку бензовоз, либо возить бочки с топливом грузовиком. А это затраты…
Вот и получается, что топливные компании просто упускают возможность неплохо зарабатывать, продавая топливо на стройки, для чего всего-то и нужны:
- емкость на несколько кубов,
- насос со счетчиком литров,
- грузовик для доставки полных цистерн и сбора пустых.

И все. Новый рынок сбыта, а следовательно, и новый дополнительный источник дохода, готов.
И не стоит зацикливаться на стройках. Кроме них, есть фермерские хозяйства, в которых работают тракторы, комбайны и прочая техника, поглощающая топливо с завидным аппетитом. Еще есть автопарки, чье руководство с удовольствием уступает решение проблем с покупкой, транспортировкой и хранением нефтепродуктов кому-нибудь другому. Еще одна группа довольно-таки привлекательных и очень даже платежеспособных клиентов — коттеджные городки, где живут и работают множество людей, которым приходится ездить за топливом иногда за несколько десятков километров и которые с удовольствием заправляли бы свой транспорт у себя в поселке.
Как это сделать
Итак, есть интересный и вполне рентабельный вид деятельности, связанный с реализацией нефтепродуктов. Однако для того, чтобы заняться им, необходимо определенное оборудование. Прежде всего — некоммерческие ТРК, которые будут перекачивать продукт из резервуара в баки потребителей. Наибольшее распространение в России, да и в Европе, получило оборудование производства компании PIUSI.
PIUSI разрабатывала оборудование исключительно для дизельного топлива, а, набравшись опыта, решила покорить сектор потребителей бензина. От цели компанию отделяют время и выпускаемый ассортимент. Ее конек — дизель! Дизельное топливо менее взрывоопасно и агрессивно. Следовательно, к оборудованию, которое с ним работает, предъявляются менее жесткие технические требования, а значит, и себестоимость его по сравнению с техникой, работающей с бензином, не столь высока. На сумму, которую придется выложить за бензиновое оборудование, можно купить много разного «железа» для работы с ДТ.

Часть производимого оборудования рассчитана на заправку и перекачку не только топлив, но и других жидкостей: воды, гидравлических и трансмиссионных масел. Стоимость таких колонок колеблется от 50 до 1 500 долл. Есть очень простые ТРК, которые работают от ручной тяги и не имеют ни счетчика литров, ни фильтров для топлива. Соответственно, они и являются самыми дешевыми. Чем больше опций, тем, естественно, выше цена. Колонки со счетчиками литров, фильтрами на всасывание электродвигателем, работающим от 12, 24 или 220 В, топливораздаточным краном и прочими атрибутами АЗС обойдутся дороже. Отражается на стоимости и скорость выдачи топлива. Есть ТРК со скоростью прокачки 24 л/мин., а есть и со скоростью в 60 и 75 л/мин., что по сравнению с коммерческими колонками, выдающими по 50 л/мин., впечатляет.
Далее. Необходим резервуар, в котором будет доставляться топливо. По этой позиции мнений может быть очень много. Можно заказать металлические резервуары у отечественных производителей, а можно купить импортные (которые, не в обиду отечественным производителям, стоят недорого, а выглядят несравненно лучше). Из импортных наиболее широко в России представлены емкости Schutz (Германия). Стоят новые резервуары Schutz 100–150 евро/м3 (существуют и более вместительные емкости). В целях экономии можно купить подержанные емкости, которые обойдутся долларов в 50–70.
Помимо того, что на данный вид мобильных емкостей (при правильной маркетинговой политике) будет довольно-таки живой спрос, они могут стать еще и неплохим рекламным средством. Если, конечно, постараться и разукрасить топливный контейнер в цвета компании и нанести на него логотипы.
Ну и, конечно, нужна нефтебаза, где будут храниться и заполняться топливные контейнеры, а также погрузчик для транспортировки.
Современные технологии
Опять-таки, на внедрении простых мобильных емкостей с насосом не стоит останавливаться. На дворе XXI век — век новых технологий. Простой резервуар с насосом — это старо. Сегодня, когда информационные технологии плотно входят в повседневную жизнь, из простого контейнера для топлива можно сделать довольно разумное устройство, которое будет само сообщать о том, что заканчивается топливо и его необходимо пополнить.

Стоить такая «рассудительная» емкость будет не так уж дорого. Для этого резервуар оборудуют простейшим уровнемером за 200–300 долл., который будет подключен к простейшему модему (при наличии телефонной линии) или GPRS-модему, который будет передавать информацию в диспетчерскую посредством сотовой связи. (Nota bene: такими модемами оборудуются банкоматы, что свидетельствует как об их надежности, так и о низкой стоимости услуги передачи данных.) Как только емкость опустеет, уровнемер передаст сигнал на модем, который коротким импульсом сообщит центральному компьютеру компании о том, что резервуар необходимо заменить.
Кстати, на такую бочку с моторчиком можно, да, наверное, и нужно, установить магнитный замок или своеобразный карт-ридер, благодаря чему топливо будет отпускаться только тем людям, которые имеют на это право, и в контролируемых количествах. Народ ведь, сами знаете, какой… В результате со всеми доработками получаем не просто бочку с насосом а «мобильную мини-АЗС».
Такие «мобильные мини-АЗС» будут стоить несколько дороже простых бочек, но покупать их придется один раз, а работать они будут много лет. С разбивкой по годам их себестоимость будет довольно низкой, а прибыль, получаемая с их помощью, — постоянной.
***
Конечно, нельзя сказать, что продвижение новой услуги, в основе которой лежат топливные модули, — мероприятие довольно простое. Найти и заинтересовать новых клиентов, привыкших к традиционному способу пополнения запасов топлива, будет довольно сложно. Однако для этого есть менеджеры, специалисты по продвижению новых продуктов. Профессионалы, при должной мотивации, скорее всего, справятся с поставленной задачей. Ведь «мобильные мини-АЗС» — это действительно удобно для потребителя и прибыльно для топливной компании.
Для постсоветского пространства это направление ново, и тот, кто первым решится освоить поставки топлива «на дом», в итоге получит лучших клиентов. Опыт зарубежных стран показывает, что услуга по поставке контейнеров с топливом весьма востребована. Лучше подсуетиться, выйти на рынок первым и захватить максимальную его долю, чем потом, когда конкуренция возрастет, пытаться втиснуться в чью-то нишу.